Кружево из белого мрамора. Утраченная технология скульпторов 17 века Утраченные технологии древних – очень интересная тема. Какими методиками пользовались мастера 2-3 тысячи лет, когда вытачивали в скалах целые города или возводили из огромных мегалитов сооружения? Академическая наука утверждает, что никаких утраченных технологий не было, а всё это создавалось посредством молотка и зубила. Но, что говорить о древних временах, если мы не можем повторить вручную то, что делалось в 17 веке. Неужели и это утраченная технология? Учёные из Гарвардского университета подсчитали, что человечеству достаточно 30-40 лет для утраты каких-нибудь знаний. А если происходит стихийное бедствие или иная катастрофа, то потеря технологий и методик может носить перманентный характер. В связи с этим активно продвигается гипотеза о том, что многое из того, что производилось в Средневековье, было создано с помощью неизвестных высоких технологий. Возьмём скульптуры из белого мрамора. Итальянский мастер Джулиано Финелли создавал из этого материала невероятные по своей красоте произведения искусства. Мраморные кружева – очень сложная, даже по современным меркам, технология обработки белого мрамора. По случайности или нет, но в наши дни оказалась утрачена информация о мастерской Джулиано. Также нет никаких сведений, какими именно инструментами работал гений своего дела. Есть только факт – несколько десятков невероятно изящных скульптур. Учёные решили исследовать скульптуру Марии Барберини. Произведение искусства изучили под электронным микроскопом и пришли к выводу, что технология, по которой создавался этот экспонат, не является ударной. При взаимодействии даже ультратонкого металлического инструмента с мрамором на его поверхности проступают микротрещины. Их можно разглядеть только в микроскоп, однако, на скульптуре их найти не удалось. Более того, их не было даже там, где мрамор был явно сточен каким-то инструментом до толщины в несколько миллиметров. Предположение, что мастер не выдалбливал скульптуру, а стачивал, тоже не выдерживает критики. Для того, чтобы белый мрамор отшлифовать до необходимых форм, понадобились бы десятилетия и столетия, тогда, как Джулиано Финелли работал над бюстом Марии Барберини гораздо меньше времени. При попытке создать нечто подобное современными алмазными свёрлами или лазерной установкой, всё равно на поверхности проступали микротрещины. Так как же делал свои творения гениальный итальянец? Официально учёные признали свою беспомощность в поиске ответа на данный вопрос. Похоже, что речь идёт действительно об утраченной технологии. В наши дни принято делать всё быстро и не очень качественно. В Средние века мастера могли годами создавать свои шедевры. Но, тут случай другой. Даже за десятилетия устранить микротрещины на поверхности изделия невозможно теми инструментами, которыми по версии официальных историков пользовались в те времен